асположись Алексин в каком-нибудь швейцарском кантоне, единственной
заботой его жителей было бы сохранение местной природы в целях завлечения туристов — виды
Оки здесь просто сказочные. Но город стоит в Тульской губернии, а потому заработок на туристах
для алексинцев — пока лишь побочный промысел. Всерьез же они занимаются другим: развивают
промышленность, торговлю и даже создают новые, доселе не виданные в России рынки
Федор Жердев
Фото Александра Забрина
|
|
В районе площадью 994,5 квадратного километра проживает 76 тысяч человек,
из которых в самом Алексине — 67 тысяч. Большая часть работающего населения занята в
промышленности, около 18% — в малом бизнесе. Средняя зарплата в районе 6 тысяч 400 рублей.
С начала 2006 года главой администрации Алексинского района является Вениамин
Алексеевич Мельников.
|
Согласно стереотипам все, что относится к Туле, обязательно должно быть связано с самоварами,
пряниками или ружьями. Так вот, ничего из этого набора в Алексине нет. Правда, при Советах
главный здешний комбинат относился к ВПК, но выпускал он не ружья, а что-то химическое.
Комбинат существует и по сей день, но он уже не главный: число его работников сократилось
вдесятеро, и сейчас предприятие — головная боль для местных властей, которые никак на его
дальнейшую судьбу повлиять не могут, ведь это федеральная собственность.
Место градообразующего в Алексине теперь занял завод "Тяжпромарматура".
Основанное еще в XVIII веке, предприятие сейчас выпускает примерно половину запорных кранов
для магистральных нефте- и газопроводов. Эти краны — задвижки, которые ставят из соображений
безопасности через каждые 20 километров трубы. На прибайкальском участке Восточно-Сибирского
нефтепровода расстояние между задвижками будет впятеро меньшим. "Так что опасения о загрязнении
главного нашего озера безосновательны", — уверен гендиректор "Тяжпромарматуры" Игорь
Панченко. За его спиной на стене висит почти стандартный портрет Путина. "Почти" — потому
что выткан из жаккарда. Всевидящее президентское око в директорском кабинете — как лишнее
подтверждение тому, что основные партнеры завода — это госкомпании. "Балтийская трубопроводная
система, российско-турецкий газовый "Голубой поток", идущий по дну Черного моря, строящийся
Северо-Европейский газопровод", — это все наши объекты, объясняет Панченко. Бизнес, основанный
на сотрудничестве с госкомпаниями-монополистами, — штука своеобразная. С одной стороны —
гарантированные заказы. Тем более что за прошлое десятилетие "Тяжпромарматура" смогла потеснить
с нашего рынка иностранных конкурентов. "Они не смогли соперничать с нами по качеству аппаратуры,
цене и срокам поставки", — говорит Панченко. С другой стороны, зависимость от очень небольшой
группы покупателей (в основном "Газпром" и "Транснефть") — это риск, что и подтвердилось в
прошлом году в полной мере: заказы тогда упали на 22%. Новые большие трубопроводные проекты в
прошлом году или только начинались — как уже упомянутый Северо-Европейский газопровод, или
заканчивались — как Балтийская система. Отсюда и падение. "Его можно было бы избежать, поскольку
наши трубопроводы уже достаточно изношены, и мы могли бы использовать свои мощности для
обновления построенного в прошлые десятилетия. Но государство пока плохо вкладывается в
модернизацию инфраструктуры.
Сейчас свои планы мы связываем с Восточно-Сибирским нефтепроводом.
Надеюсь, это поможет выправить ситуацию", — говорит Игорь Панченко.
Как и положено градообразующей структуре в небольшом городе, "Тяжпромарматура" не
испытывает проблем с кадрами. При средней зарплате в 11,5 тысячи рублей руководству завода это
легко удается. Правда, по словам Панченко, приход новых кадров — заслуга самого предприятия.
"Проку от ПТУ — никакого. Ни один выпускник к нам на работу не пришел. Мы предпочитаем
сотрудничать с техникумами, вузами, организуем их учащимся на лето практику, платим свои
стипендии. Если бы этого не делали, остались бы без пополнения", — уверен директор.
Мы метим все в "наполеоны"
Рынок коржей — полуфабрикатов для тортов Иосиф Чернобельский создал в России
с нуля и до сих пор остается на нем монополистом
|
Замглавы алексинской райадминистрации по экономике Денис Тихонов работает над
созданием в районе "промышленного кадастра" — карты площадок, привлекательных для будущих
инвесторов
|
Проработав 25 лет пожарным и выйдя в отставку, Николай Семенов решил не изменять
профессии — он стал директором фабрики по изготовлению огнестойких дверей
|
Гендиректор "Тяжпромарматуры" — фигура в Алексине заметная. Ведь районный и
городской бюджеты дефицитные, денег ни на что не хватает. А завод помогает с ремонтом школ,
содержит спортивные секции, зимой заливает катки. Вообще, спорт для местных предпринимателей
— idee fixe. Основатель и владелец другого предприятия — научно-производственной фирмы
"АиСТ-Принт" — Иосиф Чернобельский выступает спонсором соревнований по самбо, бесплатно
обеспечивает своих сотрудников абонементами в бассейн.
История бизнеса Чернобельского из разряда тех, за которыми охотятся авторы
книжек по маркетингу и тот, кто верит в "американскую мечту". Середина 1990-х. Предприятие,
в КБ которого Чернобельский занимался разработкой оборудования для пищевой промышленности,
твердой поступью идет в небытие. Рождается идея станка для печати разных логотипов на упаковке
и консервах. Впрочем, не просто идея, а еще и вся необходимая документация — но без самого
станка. Дело за малым — найти деньги на изготовление придуманного оборудования. Что удивительно,
деньги таки нашлись — их под будущий агрегат дало одно российское предприятие. Полученных
средств хватило, чтобы выпустить целую партию станков. И выкупить заброшенное здание столовой.
На этом финансы опять кончились. Чернобельского вывели на Европейский банк реконструкции и
развития — эта структура тогда была одной из немногих, кто массово кредитовал малый бизнес в
России. "А мы в то время были на самом деле маленькими. Просили всего-то 15-20 тысяч долларов.
До сих пор помню улыбку банковского клерка: вы, ребята, конечно, замечательные, и энтузиазма
в вас много, но: Словом, денег нам там не дали", — вспоминает Чернобельский. Пришлось в той
самом выкупленном здании бывшей столовой организовать пункт приема посуды. Параллельно
продолжали делать свои печатные станки.
Но деятельной натуре Чернобельского надо было чего-то нового. Он вместе с
товарищами придумал и изготовил пять линий по выпуску коржей — заготовок из теста, которые
промажь послойно кремом или вареньем, укрась — вот тебе и готовый торт. Но повторить опыт с
первыми станками не удалось. Покупателей на эти линии не было, хотя искали их усиленно.
Пришлось — не простаивать же линиям — самим наладить опытное производство. "Здесь мне очень
здорово помогла жена — у нее получается отличная выпечка. С ее помощью разработали рецептуру
коржей, то есть сразу сделали ставку на домашнюю кухню. Первую партию продавали с капота моей
машины у проходных алексинских предприятий. Коржи пошли на ура. И тогда мы поняли, какие же мы
были дураки, — надо было сразу делать ставку на собственное производство", — признается Иосиф
Чернобельский. Организовать выпуск коржей помог кредит Фонда Бортника (он финансирует инновации)
и то, что рынок был девственно пуст: хлебокомбинаты и кондитерские фабрики полуфабрикаты,
конечно, делали — но только для себя. А для массового потребителя, для домохозяйки ничего
подобного в России не было вообще. В результате тот бизнес-план, под который брали деньги у
Фонда Бортника, перекрыли за год в 200 раз. Производство росло такими темпами, что пришлось
монтировать оборудование в заброшенном здании бывшей автобазы. Пока на первом этаже делали
коржи, на втором вовсю шла стройка. А спрос все рос.
До сих пор за Чернобельским около 90% российского рынка коржей. Их на его
предприятии сейчас выпускают больше 40 видов: круглые, квадратные, из песочного теста, из
бисквита, из теста слоеного — для тортов "Наполеон". География поставок — от Калининграда до
Сахалина плюс Германия и Израиль. Коржи под торговой маркой "Черока" теперь покупают не только
домохозяйки, но и кондитерские комбинаты — им так выгоднее. "Но рынок сейчас уже близок к
насыщению. К тому же спрос на такую продукцию, как наша, по мере роста благосостояния будет
уменьшаться: зачем стоять у плиты, когда можно — пусть и вдвое-втрое дороже — купить готовый
торт в магазине", — говорит Чернобельский. Сейчас он думает над диверсификацией бизнеса. Хочет
пойти в строительство, благо опыт уже есть.
По прозвищу дверь
Двери, которые делают на фирме "Рубин", "выживают" на пожаре до двух часов.
По огнестойкости они — как кирпичная стена толщиной в 25 сантиметров |
Куда податься начальнику-пожарному после выхода в отставку? Ходить по школам с
рассказами "спички детям не игрушка"? Скучно. Копаться в огороде? Рано — ведь на пенсию пожарные
выходят, как и военные, лет в сорок пять. Николай Семенов, бывший главный огнеборец
Алексина, нашел достойное применение своему опыту: он возглавил фирму "Рубин", которая занимается
производством противопожарных дверей. "Наша дверь выдерживает при пожаре от полутора до двух
часов. По огнестойкости она как кирпичная стена толщиной в 25 сантиметров", — говорит Семенов.
Его двери стоят на атомных станциях, нефтяных платформах, на Останкинской башне (там после
пожара решили не экономить).
Производство — а ему около года — расположилось в здании, где раньше
ремонтировали сельхозтехнику. Но по его внешнему виду ни за что не догадаешься — типичное
"западнобуржуйское" строение. Пластиковые окна, клумбы на территории, своя котельная — прямо
как на какой-нибудь рекламной картинке. Сама продукция, впрочем, тоже. "Это раньше
противопожарная дверь была куском дерева, обитым тусклой жестью. Сейчас мы можем сделать фасад
такой, какой угодно заказчику — хоть со стеклянной вставкой", — утверждает Семенов. Он очень
рассчитывает на то, что Дума примет закон — он сейчас находится у нее на рассмотрении, — по
которому квартиры во всех новых домах должны будут оснащаться противопожарными дверями. "Я,
конечно, в этом лично заинтересован. Но от этого будет польза всем. Проработав 25 лет пожарным,
я видел много трагедий, которых можно было бы избежать, если бы строили так, как положено".
Оборудование и сырье для изготовления пенопласта, который делают в Алексине,
сплошь импортное. Впрочем, инвестиции себя оправдывают — за полтора года производство на
"Новопласте" выросло в пять раз |
В разговоре с Семеновым неожиданно всплывает тема Ирана. Оказывается, двери,
которые стоят на тамошней Бушерской АЭС, делали в Алексине. На днях сюда приедет делегация из
МАГАТЭ — будут смотреть, какими дверьми собираются оснастить Ленинградскую атомную станцию.
Создание четырехзвездного санаторно-реабилитационного центра "Молния"
его директор Леонид Снурницын начинал с голой кирпичной коробки, которая досталась от
прежних владельцев — предприятия ВПК
|
Хозяин трех магазинов стройматериалов и трех продмагов Сергей Казарцев считает,
что с приходом в Алексин розничных сетей сможет сохранить свой бизнес — "ведь всех своих
покупателей мы знаем в лицо"
|
Алексинская швейная фабрика, где директором Людмила Семенчева, — единственная
в Тульской области, сумевшая избежать банкротства и сохранить профиль производства
|
Главного технолога "Новопласта" Юрия Юркова специально пригласили из Москвы.
И не зря: сейчас компания по темпам роста — первая в России
|
В России нет ни одного экспортного нефте- или газопровода, где бы не применялось
оборудование, которое делают на заводе "Тяжпромарматура" под руководством Игоря Панченко
|
Другое новое алексинское производство, связанное со строительством, — компания
"Новопласт", занимающаяся выпуском пенопласта. "Сейчас вся Россия строится, — говорит главный
технолог предприятия Юрий Юрков. — А пенопласт — очень хороший утеплитель. Все
железобетонные панели — это пирог, где посередке упрятан пенопласт". "Новопласт" за полтора года
нарастил объемы производства в пять раз. И готов расти быстрее, благо что спрос есть. Летом
здесь собираются начать выпуск сэндвич-панелей (снаружи лист гофрированного железа, внутри все
тот же пенопласт). "Стена из сэндвича, несмотря на "несолидный вид" — всего-то 10 сантиметров
толщиной, держит тепло, как кирпичная всемеро толще. Она легкая — значит, не нужен капитальный
фундамент. Да и монтируется очень быстро", — объясняет Юрков преимущество нового материала.
Оборудование для выпуска сэндвичей уже плывет в Алексин из Австралии. Стальной лист покупают у
финнов. Заготовку для пенопласта — маленькие гранулы — тоже покупают за рубежом. "К сожалению,
российские аналоги хуже по качеству", — поясняет главный технолог. Станок, где стальной лист
для сэндвича будут гофрировать, уже стоит. "Таких, — говорит Юрков, — даже в Финляндии, откуда
мы его привезли, всего три штуки. Можно сказать, экспериментальный. Его производительность —
43 квадратных метра в минуту. Если без остановки работать на нем месяц, можно выпущенным
листом отделать крыши всех домов Москвы".
Спуск наверх
Новые предприятия так охотно открываются в Алексине потому, что чувствуют
поддержку местной власти. Можно, конечно, сказать, что власть столь гостеприимна от
безысходности — после реформы местного самоуправления вниз было передано много ответственности
(дороги, школы, больницы и т. д.), а денег, напротив, мало. Так что каждый новый бизнес для
района — это не только дополнительные рабочие места и налоги, но и возможность обустроить
социальную сферу: в небольших городах предприниматель гораздо ближе к тем, кого "эксплуатирует",
а потому охотнее вкладывается в социалку.
По словам Дениса Тихонова, замглавы районной администрации по экономике
и инвестициям, финансовых возможностей поддержать малый бизнес у местных властей немного.
"Раз в год по конкурсу выделяем из бюджета сто тысяч рублей под ставку рефинансирования на
какой-нибудь интересный городу проект. Условий для конкурсантов немного: это небольшой по
оборотам проект, стадия — стартап, социальная значимость, бизнес-план. Дальше заседает комиссия
из десяти человек и открытым голосованием определяет победителя. Не было у нас, к примеру,
аптеки с собственным производством лекарств — а ведь есть медикаменты, которые не подлежат
длительному хранению, их можно продать только на месте изготовления. Пришел в администрацию
человек, показал бизнес-план, победил на конкурсе. Сейчас у нас такая аптека есть".
В ближайших планах администрации — создание бизнес-инкубатора, где не только
можно будет по льготной ставке арендовать помещение, но и проконсультироваться по налогам, по
составлению все тех же бизнес-планов, прибегнуть к услугам квалифицированного бухгалтера.
Инкубатор должен появиться уже к началу следующего года.
Ну а как же красоты местной природы, о которых было сказано в самом начале
заметки? По части описаний — это к Тургеневу. А что касается туризма, то алексинская власть
всерьез рассматривает возможность указанных красот эксплуатации. По словам главы районной
администрации Вениамина Мельникова, при Советах здесь была создана достаточно развитая
инфраструктура отдыха. В районе по берегам Оки расположилось около 40 здравниц. Конечно, по
большей части это бывшие пионерлагеря и советские санатории-профилактории. Однако уже начали
появляться и вполне современные места отдыха. Одно из них — четырехзвездный
санаторно-реабилитационный центр "Молния". Своим названием он обязан прежним хозяевам —
предприятию ВПК, связанному с космической отраслью. Нынешний директор "Молнии" Леонид
Снурницын вспоминает, в каком виде ему досталось здание: "Это была полная разруха. Денег
у них не было и не предвиделось — они забросили здание на три года, остались в результате одни
стены. За год мы фактически заново отстроили основной корпус. Сейчас строим два VIP-коттеджа
прямо наверху склона Оки". В преобразившийся санаторий потянулась состоятельная публика.
Сыграла свою роль и реклама на тульском телевидении. Появилась постоянная клиентура. В ближайших
планах — создать горнолыжный спуск, благо берега здесь крутые. Ну а чем заканчиваются в
современной политической обстановке планы по созданию чего-нибудь горнолыжного, всем известно,
— заканчиваются только хорошим.
|