Свято-Казанский женский
монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской
области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых
строящихся православных монастырей.
Однако
история зарождения монастыря
начинается в далеком прошлом.
В начале шестнадцатого века
образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда
существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией матери Казанская.О
храме нет никаких упоминаний. Известно лишь, что в 1695 году в
Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией
Матери Казанская. Он
существовал до 1779 года, так как сгорел от удара
молнии. После
пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не было
разрешено.Но,
спасенная от пажара икона Казанской Божией Матери явила
свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против
сгоревшего храма. Местные помещики
Бобрищевы-Пушкины поставили эту
икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении
построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же
иконы. Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина
и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона
Казанской Божией матери с большим торжеством было перенесена из дома
Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе. Именно в этом
храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия,
епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица
Евфросиниия Христа ради юродивая княжна Вяземская.
Евфросиния
происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская.
Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по
окончании коего была любимой фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины
Великой. Сколько она жила при дворе - неизвестно. Но придворная жизнь
угнетала её, и она вместе с двумя другими фрейлинами решила покинуть
Царское Село и провести остальную жизнь в подвигах. Три фрейлины
оставили на берегу пруда свои платья, чтобы убедить всех, что они
утонули купаясь. Переодевшись в бедное рубище, пошли они странствовать,
добровольно презревши мир со всеми его благами. Сама старица
рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской
губернии, и жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в
просфорне. Распяв трудом свою плоть, старица могла вступить в
молитвенный подвиг. Она пришла в Москву к митрополиту Платону.
Митрополит благословил Евдокию на подвиг юродства и она до конца жизни
его соблюдала. Митрополит Платой отослал её с собственноручной запиской
к игумений в Серпуховской Девичий монастырь. Окончив 1-й выпуск
Смольного институт, зная языки, музыку, все, что преподавалось в
Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество говорила
прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Трудным был путь
подвижницы. В начале 40-хгодов девятнадцатого века блаженная Евфросиния
приехала на жительство к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой в
Колюпаново, Здесь она оставалась до самой блаженной кончины своей.
Подвиги ей были поистине велики. И лишь- одни бессловесные были их
свидетелями. Чудеса прозорливости и подвигов блаженной старицы изложены
в её жизнеописании. В одном из
склонов оврага в окрестностях с. Колюпаново блаженная собственными
руками
ископала небольшой кладезь, и когда больные обращались к ней за
помощью, она часто говорила им: "Берите воду из моего кладезя и будете
здоровы". Не раз при своей жизни в разговоре с Н.А. Протопоповой и
своим духовником отцом Павлом Просперовым предрекала блаженная без
обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для
желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно
указывала места будущих монастырских зданий.
Храм, в котором в
1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929
года. В годы
гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор,
кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного
камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где
благочестивыми людьми сохранилась могила святой
Евфросинии, Память о
блаженной Евфросинии
жила в народе. На источник, выкопанный столетней
старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в
памяти и предсказания Евфросинии. Что после её кончины на месте её
погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной
Евфросинии И.М. Суриков в 1911г. написал: "Нужно верить, что со
временем Господь исполнит волю своей верной рабы". И это время пришло.